ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ФРАКТАЛЬНОГО РИСУНКА В ДИАГНОСТИКЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ С ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ НА ЭТАПЕ ЗНАКОМСТВА

Авторы: Батышева Т.Т., Иванова Е.С. Бойко Е.А., Иванчук Е.В., Гунченко М.М., Типсина Н.В., Уханова А. Н.

Организация: ГБУЗ «Научно-практический центр детской психоневрологии Департамента Здравоохранения г.Москвы», Москва


Введение

Психотерапия изобразительным творчеством особенно актуальна в школьном возрасте, когда вербализировать свое внутреннее состояние трудно из-за стеснения или недостатка рефлексивных навыков. В условиях дневного стационара арт-терапевтические методы работы создают возможность для одновременной диагностики и трансформации эмоционального состояния пациента.
Целью исследования является диагностика психоэмоциональных состояний у детей с психоневрологическими заболеваниями в момент прохождения лечения.

Материалы и методы

В условиях дневного стационара № 5 НПЦ ДП было обследовано 20 школьников (8 чел начальные классы, 12 средние классы), 10 детей с диагнозом ДЦП, 10 детей с диагнозом невротические реакции (далее НР). На первом индивидуальном занятии детям предлагалось нарисовать необычный рисунок при помощи арт-терапевтического метода «Фрактальное рисование». Данный метод основан на взаимосвязи между актуальным психическим состоянием, мелкой моторикой и цветовым решением. В литературе упоминаются сложности применения фрактального метода с детьми с ММД. Раскрашивание множества «окошек» утомляет, появляются ошибки внимания, упрощение инструкции. В нашей работе, учитывая особенности детей, чтобы снизить трудоемкость вызывающую утомление, выбор цвета раскрашиваемых «окон», в отличие от оригинала методики, производится в «открытую». Необходимый материал: простой карандаш, набор цветных карандашей/фломастеров большого количества цветовых оттенков, лист бумаги (А4).

Результаты

Снижение устойчивости внимания и допущение ошибок наблюдалось в обеих группах. Резкие, угловатые линии, цвета - красный, коричневый, черный в большей степени встречались у школьников с НР. Это может говорить о переживании своей проблемы, как острой и эмоциональной нестабильности. Гармоничные сочетания цветов жёлтый, зеленый, голубой чаще встречаются у школьников с ДЦП, что говорит о стабильном эмоциональном состоянии. По окончанию рисования в обеих группах отмечалось улучшение актуального психоэмоционального состояния. В конце занятия дети описывали свое настроение как «спокойное», «весёлое», «легкое».

Заключение

Метод фрактального рисования применим в исследовании особенностей психоэмоциональной сферы у школьников с психоневрологическими заболеваниями, однако требует особого подхода и адаптацию инструкции. По окончанию рисования детьми отмечалось улучшение актуального психоэмоционального состояния, что говорит о пользе арт-терапевтического подхода. Школьники с НР по сравнению со школьникам с ДЦП, демонстрируют в большей степени эмоциональную нестабильность. Дальнейшая психо-коррекционная работа с детьми с НР должна быть направлена на гармонизацию эмоционального состояния и включать в себя арт-, музыко- и пескотерапию.

Список литературы