АКТУАЛЬНЫЕ ОКАЗАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ТЯЖЕЛЫМИ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Авторы: Жеребцова В.А., Григорьева Е.А., Максименко А.А.

Организация: ГУЗ Тульской области «Центр детской психоневрологии», Тула


Введение

ГУЗ ТО «Центр детской психоневрологии» является ведущим учреждением Тульской области, оказывающим реабилитационную помощь детям с психоневрологической па-тологией мультидисциплинарной командой специалистов: неврологов, реабилитоло-гов, педиатров, психиатров, ортопедов, психологов, логопедов и др., владеющих совре-менными методами диагностики и медицинской реабилитации.
Преемственность в работе отделений патологии новорожденных учреждений ро-довспоможения г. Тулы и Центра раннего вмешательства нашего учреждения позволя-ет детям групп риска по развитию неврологической патологии (недоношенные, рож-денные с низкой и экстремально низкой массой тела) с первых месяцев жизни полу-чать возможность медицинской реабилитации в условиях дневного стационара, с 1 го-да – в условиях круглосуточного стационара.

Материалы и методы

В реестре Центра лечения детского церебрального паралича наблюдаются 707 детей, проживающих в Тульской области. Более половины из них получают регулярные кур-сы реабилитации в нашем Центре. Эффективность реабилитации детей, больных ДЦП зависит не только от процедур, проводимых в условиях стационара, но и от продолже-ния рекомендованных занятий на дому. С целью оптимизации взаимодействия в структуре «врач-пациент-семья» и формирования индивидуальной программы реаби-литации разработана региональная модель оказания эффективной помощи детям с тя-желыми двигательными нарушениями, основанной на методах с доказанной эффек-тивностью.

В результате взаимодействия специалистов Центра детской психоневрологии и кафедры неврологии университета Нью-Мексико (Альбукерке, США) в рамках научно-образовательного проекта, поддерживаемого Фондом «Обнаженные сердца» (Москва) из множества вариантов шкал выбраны оптимальные по информативности и реали-стичные по трудоемкости при использовании в практической работе шкалы для оценки исходного состояния и формирования функционального диагноза: GMFCS - шкала оценки глобальных моторных функций, FMS - шкала оценки мотор-ных функций, CFCS - шкала оценки коммуникации, MACS - шкала оценки функции руки, EDACS - шкала оценки питания, шкала оценки спастичности по Эшворту, а так-же шкалы для оценки эффективности реабилитационной программы: PMAL – шкала оценки функции руки в динамике, Communication Matrix - матрица общения, BFMF - шкала оценки бимануального функционирования тонкой моторики в динами-ке, CP QOL-Child - опросник качества жизни ребенка, SAFE - оценка составляющих элементов кормления, AWS – шкала оценки эмоционального благополучия взрослых, GMFM 66 – оценка глобальных моторных функций, шкалы оценки физического разви-тия детей (ВОЗ), шкала достижения цели.

При работе с детьми с тяжелыми двигательными нарушениями начальным эта-пом является постановка Smart-цели (измеримой, достижимой, реалистичной по вре-мени) для каждого пациента с учетом пожеланий семьи, на основе которой формиру-ется индивидуальная программа реабилитации и план занятий дома, включая методы физической реабилитации, ассистивных и коммуникативных технологий. Главная за-дача мультидисциплинарной команды специалистов - сделать членов семьи ребенка своими единомышленниками.

Показатель эффективности совместной работы – это достижение SMART-цели и улучшение объективных показателей, оцененных по шкалам, улучшение качества жизни ребенка и семьи в целом.

Результаты

Заключение

Список литературы